Много вопросов задается по поводу бухгалтерского учета при оформлении списания и утилизации мебели, в частности, часто спрашивают, какие проводки необходимо оформить. Попробуем ответить на эти вопросы.
Рано или поздно офисная мебель: шкафы, столы, кресла и т.д., выходит из строя и требует замены на новую. Утилизация мебели, не пригодной к дальнейшему использованию, производится после ее списания с бухгалтерского учета.
Офисная мебель стоимостью свыше 40 тысяч рублей и сроком использования более года учитывается на счете 01 по своей первоначальной стоимости.
Списание такой мебели сопровождается следующими проводками:
- Дебет 91 Кредит 01 (проводка остаточной стоимости)
- Дебет 02 Кредит 01 (проводка износа)
- Дебет 10 Кредит 99 (проводка оприходования материальных ценностей при ликвидации объекта)
- Дебет 91 Кредит 99 (проводка прибыли от выбытия объекта. Например, от реализации или передачи мебели)
- Дебет 99 Кредит 91 (проводка убытка от выбытия).
При стоимости менее 40 тысяч рублей мебель согласно ПБ 6/01 должна учитываться либо как МПЗ (материально-производственные запасы), либо в качестве основных средств.
Учет МПЗ ведется на забалансовых счетах. При стоимости менее 40 тыс. руб. мебель списывается на расходы одномоментно. По истечении срока эксплуатации или по иным причинам мебель списывается с забалансовых счетов на основании акта списания (как с акт списания мы рассказывали ранее).
Мебель, учитываемая в качестве основного средства, по сроку использования будет относиться к 4-й амортизационной группе.
Эта группа амортизации указывается на счете 02 («Амортизация основных средств»), используются следующие проводки:
- Дебет 26 Кредит 02 (проводка начисления амортизации мебели).
После завершения оформления акта списания проводится утилизация мебели.